Легенда гласит, что около 6 тысяч лет назад финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды. А утром они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло, и возникло стеклоделие. А люди всегда любили украшать себя: вначале из стекла стали делать бусы, они становились все мельче и мельче - так появился бисер.
Великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины, прямые предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов.
В Европе до конца 17 века монополистом производства стекла и бисера была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее.
Веками здесь тщательно охраняли секреты стекольного производства, за попытки мастеров продать их к смертной казни могли приговорить не только самого мастера, но и его ближайших родственников. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами.
Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке.
И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Первые сведения об использовании бисера на Руси относятся к 9-12 вв. Предшественником бисера в России был жемчуг.
Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иностранцев, гостей России, удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. Вышиванием бисером занимались даже царские дочери.
В конце 17-го века в России попытались создать собственное производство бисера. Но, несмотря на участие в проекте великого русского ученого М.В. Ломоносова, владевшего совершенной техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаики, осуществить массовое производства бисера не удалось, и практически до половины 18-го века бисер и стеклярус в Россию везли из-за границы.
В середине 19 века бисерное рукоделие стало популярным и в дворянской среде. Вышивки бисером, плетеные или тканые украшения все чаще можно было увидеть на выставках и в модных салонах. Подарить бисерную безделушку, выполненную своими руками, считалось признаком хорошего тона. Это могли быть вышитый кошелек, чехол на трубку, ручка или украшенная бисером шкатулка.
Даже в смутные революционные времена интерес к этому искусству не угас. С начала 20 века бисер прочно утвердился в мире моды. Бисером и стеклярусом украшали платья, накидки, сумочки.
В 60-е годы бисерные фенечки стали неотъемлемым атрибутом хиппующей молодежи.
И сейчас, уже в 21 веке, женщинам по-прежнему хочется оставаться красивыми и изысканными. Поэтому современные мастерицы при помощи своих умелых рук и неисчерпаемой фантазии создают новые произведения бисерного искусства.
Бережно сохраняя старые традиции, открывают новые возможности работы с бисером, порой самые неожиданные. Украшения и аксессуары, картины и предметы интерьера, разнообразная вышивка, великолепные цветы или просто небольшие сувениры - все подвластно современным мастерам. Находясь в постоянном поиске, золотые руки современных мастериц неустанно приумножают чудесное бисерное наследие наших предков.
|