Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем
рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились
на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в
золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали
делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам
материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники
бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская
республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее.
Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились
состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века
удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию
нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения
так называемого "лесного стекла", заменив соду древесной золой.
Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными
оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на
мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных
производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об
этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг.
Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная
доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии
водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы
одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали
неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и
церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга
и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в
конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и
искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы
вывозились в далекие страны."
Первая попытка в России создать собственный бисер относится
к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована
мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого
М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного
непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск
отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера
удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
"Золотым веком" бисера в России были вторая
половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые
разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для
шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые
картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными
изделиями можно полюбоваться только в музеях. В 30-50-е годы 20 века искусство
вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом
платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров
утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются
кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения,
выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.
Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В
них отражена разнообразная тематика:
природа (пейзажи, натюрморты)
духовное направление (иконы, церкви)
копии картин известных художников (Леонардо да Винчи,
Айвазовский и др.)
мир животных и птиц
|