Китай, как и Индия,
является одной из древнейших восточных цивилизаций. Искусство средневекового
Китая складывалось в обстановке постоянного вторжения кочевых племён, которые
привносили в его высокоразвитую культуру элементы своей "первобытной” культуры.
Для скульптуры Китая
характерны многочисленные изображения Будды. Однако в Китае, называемом
«поднебесным, был и культ поклонения небу. Поэтому в сюжетах и орнаменте
встречаются изображения облаков, дождя, молний - символов единения двух главных начал: неба и земли.
Символика очень распространена в Китае. Объятый пламенем дракон, плывущий в
волнах или облаках, был повелителем дождя и символом слияния двух начал, а
значит символом начала жизни: персик был символом долголетия; орхидея означала
учёность, пиона - богатство.
Идеал красоты
Китайцы относятся к
многолоидной расе. Они худощавы, скуласты, имеют желтоватый цвет кожи, чёрные
густые волосы. Красивым считался мужчина с хорошей осанкой и пластикой,
утончённостью манер и чувств. Всё это должно было сочетаться с достаточной
эрудицией.
У женщин ценилось белое,
круглое, как луна, лицо с яркими пухлыми губами и румяными щеками. Маленькие
кисти рук и стопы ног считались признаком аристократизма. Поэтому девочкам в
раннем возрасте надевали на ноги колодки, припятствующие росту стоп. Грудь так
же стягивали, уменьшали почти до плоского расстояния, так как такая грудь
считалась в Китае красивой. В женщине ценилось образованность, умение
музицировать, рисовать, вышивать, так же хорошие манеры.
Виды
и формы одежды
Текстиль. Плечевые одежды
Китайцев были многослойными и по крою и по виду напоминал халат с очень
широкими цельновыкроенными прямыми рукавами и различной формами бортами. Халат,
который в древности был нижней нательной одеждой, в среднем Китае стал самой
популярной верхней одеждой. Халат запахивался слева направо. Ширина рукавов
иногда достигала таких размеров, что они свисали до пола. Умение носить одежды
с такими рукавами ценилось высоко и означало хорошее воспитание. Рукава иногда
подвязывали, так как они мешали работать.
Кофта с глубоким запахом
и высокой застёжкой под правой рукой также была распространённым видом одежды.
Халат, напоминавший сшитые вместе кофту и юбку, назывался шэньи, а комплект из
кофты и юбки-ишан.
В костюме простых людей
широкие рукава постепенно были вытеснены более удобными менее широкими. Вообще
узкая одежда пришла в Китай от кочевников. Поясной одеждой мужчин были штаны,
женщин- штаны и юбки. Однако иногда в роли штанов и у мужчин, и у женщин
выступала несшитая юбка, надетая поверх халата.
С глубокой древности
китайцы умели искусно вышивать. Яркие вышивки шёлком покрывали одежду, обувь,
зонты и веера. Это били изображения драконов, облаков и цветов. Вышивка шёлком
по шёлку была очень красивым способом оформления костюма и высоко ценилась.
Китайцы умели создавать и
высокохудожественные тканые узоры с аналогичными сюжетами. Вытканные цветы
имели столько оттенков, что казались живыми. Ношение вышитых, расшитых одежд
было привилегией высшей знати. Часто на халатах вышивались мифологические
сюжеты и символы, приносящие счастье. Бабочка - символизировала радость, летучая мышь олицетворяла
счастье.
В средневековом Китае для
каждого сословия были установлены определённые виды одежды, цвета, и сорта
тканей. Жители северных районов предпочитали ткани серого, голубого и синего
цветов. На юге Китая наиболее распространёнными были ткани белого и чёрного
цветов. Текстиль для женской одежды использовался наиболее яркий. Часто это
били набивные или тиснёные ткани. Белые ткани шли на изготовление белья и
подкладки одежды. Бедняки одевались в одежду из простых тканей. В северных
районах Китая носили одежду из меха, войлока; тёплую одежду, подбитую пухом
птиц.
Мужская одежда
Простейшим и древнейшим
видом мужской одежды в Китае являлась кофта с глубоким запахом, обычно с косым
срезом по верхней части борта и с застёжкой под правой рукой. Такую кофту
носили со свободными штанами. Шляпа, зонтик и веер дополняли этот ансамбль.
Такая одежда была характерна и для аристократии, но выполнялась из более
дорогих тканей, с более богатой отделкой и в более широкой цветовой гамме.
Халат постепенно вытеснил кофту, хотя и не до
конца, и стал основной одеждой. Верхней одеждой для улиц был расклешённый
халат, который носили без подкладки. В боковые швы халата, начиная от талии,
вшивали клинья и делали разрезы до колена; рукава были длинные, очень широкие,
прямые либо сужающиеся к кисти. Обычно халаты были без воротника, а иногда с
низким воротником.
Существовало три основных
типа халатов: Мань -
придворная одежда с застёжкой под правой рукой и вдоль всего бока с вышитыми
изображениями драконов; куань-инь, который надевался под халат Мань и имел
спереди или на спине знак «бидзи», символизирующий принадлежность человека к
тому или иному роду службы (у военных - лев, тигр; у гражданских- птица); рей- халат, который
носили все, украшенный растительными мотивами и иероглифами. Император носил
одежду жёлтого цвета; высшие сановники- красного; затем согласно табели о
рангах шли зелёный, синий и белый цвета. В холодный сезон мужчина надевал
несколько халатов.
Кушак был необходимым и
очень декоративным элементом одежды. Он завязывался спереди плоским узлом.
Концы кушака свободно спускались. Этот способ завязывания «бабочка-цветок».
Штаны были практически
одного кроя и одной формы для всех сословий. Они скрывались под долгополыми одеждами.
Китайцы иногда надевали несшитую
запашную юбку - плахту.
Нагрудные знаки, пуговицы
на шапке, цвет делали одежду соответствующей табели о ранге. В период
господства маньчжуров халат значительно упростился. В сезон дождей пользовались
накидками. Знать носила накидки из шерсти или пуха, бедняки- соломенные
дождевики. Зимой ходили в стёганных тёплых одеждах.