Народное
декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений
мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно
по своим национальным особенностям, которое проявляется во всем, начиная с
выбора материала и кончая орнаментом и художественными образами. Рожденное в
среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении
всей истории своего развития связанно с природой, законами ее обновления,
проявлением ее жизнетворных сил.
Глубокое понимание
народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие
вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и
глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят
органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под
дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их
собственными природными свойствами. Это умение использовать естественные
качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие
наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными
изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца.
Народное
декоративно-прикладное творчество зародилось в глубокой древности и, подобно
другим видам искусства по началу во все не осознавалось как искусство. Просто
люди делали необходимые им в быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим,
предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь,
орудия труда и боевое оружие. Весь трудовой народ творил этот предметный мир,
отражая в нем свой общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира,
представления о счастье и красоте, неповторимый национальный характер. Почти
все в работе мастера продиктовано многовековой традицией: выбор материала и
приемы его обработки, характер и содержание декоративного убранства.
Ведь за каждой вещью –
будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая
скатерть – талант, труд и единодушие многих людей в идеале – целого народа! И
красота – тоже из этого источника. И конечно от родной природы, у которой
мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы – вспомнить
хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Подобно
природе, народное искусство отбирает только лучшее и шлифует его столетиями,
создавая по истине совершенные технологии, формы, орнамент, колорит. Со
временем, все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное
должно сохраниться – таково требование народа. Вот почему и говорят о
произведениях народного искусства как о памятниках истории и культуры.
«Золотую» хохломскую чашу
мы сегодня покупаем не потому, что она нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас
благородством формы, изяществом росписи. За эту красоту мы как бы освобождаем
вещь от исполнения прямой ее функции и ставим на полку как украшение интерьера.
Сегодня декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведениях
народного искусства. Изготовляя какую-либо необходимую в хозяйстве вещь,
условным языком орнаментом мастер воспроизводил картину мира, как он его
представлял. Один из крупнейших исследователей народного искусства –
В.М.Василенко недавно «прочитал» символику деревянного ковша-черпака из района
г.Козьмодемьянска. Вглядевшись в черпачок, вы без труда увидите голову лебедя.
Вышеукрашенные радиальными насечками круг и ромб. Это очень древние мотивы,
чаще всего обозначавшие солнце. А венчает все изделие фигурка коня. Он стоит
торжественно, как на пьедестале. Без сомнения, это не обычная крестьянская
лошадка, а самый настоящий «конь-огонь»! Чтобы символика вещи стала понятной,
напомним, что на протяжении веков в народе жило поэтическое представление о
том, что днем по небу светило в возке тянут кони, а ночью оно пересаживается в
ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.
Этот, часто непонятный
нам теперь смысл делал вполне обычную вещь неотъемлемой частью не только
повседневного быта, но и мировоззрения народа, связанного с особенностями его
мировосприятия и этическими идеалами.
Народное искусство Руси
было по преимуществу крестьянским поэтому в нем отчетливо отразился взгляд
земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком миросозерцании
центральное место? Солнце, земля, вода. Ну и, конечно, все, что на земле
произрастает. Отсюда и главные «персонажи» народного искусства: солнце, которое
чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно
связанные с водной стихией русалки; мифическое Древо Жизни, символизировавшее
нескончаемое произрастание плодов земных; наконец Мать Сыра – Земля, образ
которой ученые узнают в вышитых на полотенцах женщинах с воздетыми к небу
руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей, и в глиняных
игрушках из самых разных областей России – баба с младенцем у груди, а по
подолу – яркие «солнышки».
Вышивка – одно из
распространенных в мире искусств. В российских городах, селах и деревнях
вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего
обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар-птицы, раскидистые древа жизни с
огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с
воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки
русских крестьянок. Постели в избах убирали нарядными настилальниками с богато
расшитой каймой. Самые красивые полотенца, порой в сплошь покрытые узорами,
служили нарядным убранством жилища. Узоры и цветовой строй вышивки были
неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древние
представления. Так, например, вышивка русского Севера выполнялась красной
нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующем тепло и
свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал
светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом
плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются
изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц.
Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в
окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, Образ Матери
Сырой Земли.
Вышивали и узоры, похожие
на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка
ее завилась петельками и колечками. В свое время служили эти необычные узоры
календарем. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на
смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития
озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот
шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали
двенадцать месяцев года.
В далекие времена
символика и орнамент имели еще и обрядовую, магическую роль. Определенные линии
имели свое значение. На ритуальной чаше древний земледелец горизонтальной
волнистой линией обозначал небесную воду, вертикальными – дождь, точками и
галочками – семена и всходы растений. Так он выразил свою надежду на урожай, на
дождь.
Существуют несколько
видов орнамента. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых и
перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд. Он украшает резные прялки,
трепала и рубели для обработки льна, детали деревенского ткацкого станка. Из
мира живой природы взял человек элементы растительного и звериного орнамента.
Гирлянды ветвей и листьев, цветов и плодов украшают произведения ювелирного
искусства, входят в рисунок кружева, деревянной резьбы, керамики.
Изобразительные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных
частей их фигур (конских голов, оленьих рогов) образуют зооморфный или
зверообразный орнамент, известный в народном ткачестве и вязании.
Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских и мужских
фигур или полуфигур. Он чаще всего встречается в русской вышивке.
Искусное соединение букв
в текстах превращает строку в нарядный орнамент. Такие стилизованные надписи
украшают, например, среднеазиатские средневековые мечети, встречаются в
заглавиях рукописных и старопечатных книг, древних грамотах, надписях на
иконах, на ювелирных изделиях. Это так называемая вязь или шрифтовых орнамент.
Геральдический орнамент
связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.
Орнамент может быть
одноцветным и многоцветным, выполнен на поверхности предмета рельефно, выпукло,
или, наоборот, заглублен. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему
орнамента. По ней можно было определить и время, и страну, где была создана та
или иная вещь. Так на критских сосудах встречаются мотивы морских звезд и
угрей. Для древнеегипетского орнамента обязательны цветы лотоса, папирус.
Ассирийское декоративное искусство переняло у египтян изображения лотоса и
ввело пальметту и розетку, которые чередуются с остроконечными формами цветов и
плодов лотоса. В древнегреческом искусстве одним из основных элементов
орнамента был меандр (ломанные под прямым углом линии), а позже – элементы
растительного и животного мира. Переплетение, или вязь – любимый прием
древнерусского орнамента. В его кружевную сетку искусно вплетены фигурки людей,
силуэты животных и птиц.
Орнамент широко
распространен в творчестве народов мира. Он во многом определяет народные
традиции в отделке одежды, резьбе по дереву, металлу, кости, в других видах
народного творчества. Современные художники создают новые формы орнамента,
включая в него как древние элементы, так и современную символику.
|