Рукоделие & творчество
 Каталог статей
Главная » Статьи » Художественные промыслы » Художественные промыслы

Художественная набойка на ткани
Ручная набойка — один из видов искусства художественного оформления тканей. Набойка имела широкое распространение на большей части территории России. Печатным рисунком украшали льняной и конопляный холст, шерстяные, шелковые, а позднее и хлопчатобумажные ткани. Из набивных тканей шили сарафаны и юбки, изготовляли занавеси, скатерти и многие другие изделия.

При выполнении набойки узор наносили на ткань с помощью специальных печатных досок (манерок), имеющих резной плоскорельефный рисунок. Наряду с резными манерками использовали доски с вбитыми в них гвоздиками, проволочками, поставленными на ребро пластинами металла. Печатную форму с такими элементами применяли для нанесения рисунка графического характера. Делали манерки и с комбинированными элементами рисунка, когда резной орнамент дополняли детали из металла.

При выполнении многоцветного узора подбирали соответствующее число манерок. Для каждой краски делали специальную печатную форму, с помощью которой печатали определенный фрагмент узора. В оформлении сложных по цвету и орнаменту штучных изделий количество манерок доходило до 60 и более.

В России набойка была в основном одноцветная с четким графическим рисунком. Однако со второй половины XIX в. появляются яркие шерстяные и полушерстяные набивные платки и шали с пышным растительным орнаментом. Производство таких платков было организовано в старом текстильном центре — Павловском Посаде под Москвой. Выполняли платки со сложным рисунком, в каждом из них насчитывалось до 50 цветов и оттенков. Орнамент платков необычайно разнообразный: с крупными растительными мотивами, цветочными гирляндами, объемными розами, маками и другими цветами. В этой группе изделий удачное применение нашли анилиновые красители. Яркие розовые, зеленые, синие цвета приобрели особое звучание на черном, а позже и на цветном фоне.

В современном производстве Павловского Посада большую часть платков декорируют способом фотопечати на столах с ручным переносом матриц. Часть платков выполняют на печатных машинах с цилиндрическими медными валами. Но для выполнения определенных видов наиболее сложных уникальных платков сохранена технология ручной набойки. И сейчас для ручного способа выполнения набойки изготовляют манерки для каждого цвета, что очень сложно выполнить в условиях производства. А поэтому ручной способ печати с каждым годом вытесняется все больше и больше.

Особенно тонкой и интересной была в прошлом набойка в Узбекистане и Таджикистане, в Грузии, Азербайджане и Армении, где этим способом изготовляли платки, шали и другие виды изделий. Сохранившиеся образцы и сейчас привлекают внимание богатством орнаментации, сложной цветовой гаммой и тонкостью технического исполнения. Красители для печати использовали только естественные, приготовленные самими мастерами, а поэтому каждый цвет имел множество оттенков, дополняющих друг друга. Особенно приятными были красные, приглушенные синие, черные цвета.

Набойка традиционная давно ушла из нашего быта. Ее заменили ткани фабричного производства. Лишь в отдельных регионах Закавказья выполняют шелковые платки (калагеи), технология выполнения которых близка ручной набойке. В Грузии, в объединении «Солани» организовано производство по изготовлению синих набивных скатертей, рисунок на которые наносят с помощью манерок. В этих изделиях возрождена старинная технология, восстановлены бытовавшие ранее рисунки. Набивные скатерти вносят в жилой и общественный интерьер теплоту человеческих рук, высокое искусство, созданное многими поколениями мастеров.

Ручная роспись тканей как прием украшения современных текстильных изделий привлекательна тем, что она дает возможность художнику создать на ткани свободную композицию с включением самых разнообразных мотивов. В технике горячего и холодного батика выполняют сложную орнаментацию — вплоть до сюжетных сцен. Количество цветов при этих приемах росписи практически не ограничено. Рисунок может быть четким графическим, его можно выполнить и очень живописно с вливанием одного цвета в другой. Не случайно этими приемами широко пользуются художники-профессионалы, создавая значительные произведения декоративно-прикладного искусства.

В художественных промыслах ручная роспись чаще всего сочетается с фотопечатью, что ограничивает ее собственные возможности при оформлении штучных изделий.

Категория: Художественные промыслы | Добавил: Air (14.03.2011)
Просмотров: 2512 | Теги: Набивные ткани | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 26.04.2024, 11:55
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Разделы
Художественные промыслы [10]
Навигатор
Облако тегов
Время жизни сайта
Статистика
Чат

Copyright MyCorp © 2024