Развивающаяся новая
культура во Франции разнообразна и контрастна в своих исканиях и проявлениях. Во всех её областях идёт напряжённая
борьба, складываются новые теории.
Переходный характер эпохи
определил пестроту, изменчивость и сложность французской художественной
культуры XVIII века. Её развитие протекает под знаком борьбы и взаимодействия
идейно значительного искусства, проявляющегося в реалистических, предромантических
и классических формах, и господствующегося аристократического искусства рококо.
Рококо - искусство идущей к упадку
аристократии, утратив драматизм и энергию «большого стиля» XVIII века, было хрупким, призывающим к
наслаждению, к чувственным радостям. Оно стало украшением праздной жизни
беспечной, изнеженной знати. Это искусство было камерным, интимным, более тесно
связанным с бытом. Это был мир миниатюрных, добрых, ажурных форм, сложных
орнаментов, построенных на изогнутых линиях ассиметрии, с мотивом в форме
стилизованной раковины в обрамлении из сплетения завитков. Не случайно термин
«рококо» возводят к слову «раковина», и «рокайль».
Однако за все
театрально-праздничным легкомысленно-безумным в этого направления таилось
немало сложностей. Чуткое к изящному рококо проникнуто игривостью,
насмешливостью и остроумием, в нём находили отражение вольнодумство и
легкомыслие, ставшие модой высшего общества XVIII века. В то же время в рококо впервые
проявился стойкий интерес к изображению интимных переживаний, предвещающий
сентимитализм с его интересом к «изливам» человеческой души. За легкомыслием,
остроумием и насмешливой иронией рококо скрывались подчас раздумья по судьбе
человека, и о смысле существования.
Рококо дало толчок к
развитию новых выразительных средств в искусстве. В живописи - главным образом в колорите.
Ломаными ритмами изысканного менуэта, композиционными хитросплетениями
комедиями Бомарше, особым жанром романа в письмах, живописными «галантными
празднествами» и «пасторалями» рококо создало
Рококо своё главное
выражение нашло в прикладном искусстве – в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. В
архитектуре его использовали по преимуществу в оформлении интерьеров зданий,
классических в своём экстерьере.
Внутри же важным было не
пышное и величавое, а приятное и удобное.
Влияние рококо на саму
архитектуру проявилось в том. Что утрачивается стремление и грандиозным ансамблем,
подражающим Версалю. На смену усадебному замку XVIII века приходит городской
дом - «отель»,
утопающий в зелени садов, небольшой особняк городской аристократии и
разбогатевших буржуа.
В архитектуре особняков
появляется нарушение характерного для классицизма единства решения наружного
объёма и внутреннего пространства. Композиции стремятся к асимметричности,
разорванности, лишаются объединяющей оси.
В живописи с начала XVIII
века академический народный стиль постепенно сходит на нет, и получает развитие
стиль рококо, тесно связанный с интерьером помещений, прежде всего в
декоративных формах, а также в станковых камерных. В украшающих стены, плафоны,
росписях, в подворных панно, в гобеленах предполагают мифологические и
«галантные» темы, причём человеческий образ в них утрачивает самостоятельное
значение, человеческая фигура- лишь элемент декорации.
В росписях предпочтение
отдаётся блеклым, серебристо- голубоватым, золотистым и розовым тонам,
композиции строятся слитными декоративными пятнами.
В камерной станковой
живописи получают развитие галантный и паспортный жанры, изображающие
пастушеские сцены с идеализацией персонажей, портрет также приобретает
идеализированный характер, изображая модель в образе мифологического героя.