Вышивка является одним из основных видов чувашского народного
орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика,
техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой
чувашского народа в прошлом.
Для анализа старинной чувашской вышивки в распоряжении исследователя
имеются образцы, относящиеся к 19 и началу 20 вв. Лишь незначительное
количество орнаментированных предметов, хранящихся в музейных собраниях,
датируется 18 в. Однако даже эти сравнительно поздние образцы указывают на их
давнее происхождение и раннее знакомство чуваш с искусством орнаментации
тканей.
Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской
женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой.
Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными
нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и
19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и
бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем
красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же
холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых
чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает
особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в.
Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной
и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения.
П.С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши
употребляли заячий мак, простую полынь, с примесью дрока, для зеленого цвета -
листья разнолистного чертополоха. Наиболее распространенным красителем,
дававший красный цвет, была марена. После сушки ее толкли в ступах или мололи
на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день
прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре
марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме
марены, пользовались еще душицей и собранными весной молодыми листьями яблони;
цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного
солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что
полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после
стирки.
Навыки в окрашивании пряжи в дальнейшем развивались и совершенствовались.
С появлением полихромной вышивки (19 начало 20 вв.) потребовалось большее
количество красителей. Старая чувашская вышивка чрезвычайно разнообразна.
Различные виды ее применялись при орнаментации отдельных частей одежды.
Основной принадлежностью старинной чувашской одежды являлась (холщовая
рубаха), грудь, подол, рукава, спина которой богато орнаментировались. С
вышивки рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато
украшенной орнаментом, и следует начать описание чувашской национальной
вышивки.
Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся
в нескольких экземплярах датируются серединой и концом 18 в.