Вышивальный промысел,
сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново-Вознесенск)
в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, издавна отличалась
богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов. Детали
костюма и предметы убранства жилища ивановские мастерицы украшали
геометрическими орнаментами из ромбов, квадратов, треугольников и розеток,
включая стилизованные изобразительные мотивы - женские фигуры, изображения
коней, всадников, птиц и применяя различные виды швов: характерные для северной
вышивки - белую строчку, "вырезы", а так же - белую строчку с цветным
контуром, узкие и широкие мережки и другие. Тогда же появляются мотивы,
связанные с городской жизнью и дворянским бытом: модницы с веерами и зонтиками,
бравые военные на вздыбленных конях, праздничные выезды на роскошных каретах и т.п.
Бурное развитие вышивального
промысла началось в 1860-х годах после отмены крепостного права. Купец Елисеев
основал тогда в селе Верхний Ландех предприятие по производству и сбыту
строчевышитых изделий, на котором работали мастерицы Верхнего и Нижнего
Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Их высококачественные изделия продавались в
магазинах Москвы и Петербурга, а также в Сибири и на Дону.
Под влиянием спроса городских
покупателей изменился характер орнамента ивановских вышивок.
На смену простым геометрическим
узорам пришли растительные, выполняемые белой свободной гладью и белой строчкой
по мелкой сетке, причем их применяли не только для изделий, идущих на продажу в
город, но и для тех, что использовались в быту самих вышивальщиц.
Ивановские мастерицы никогда не
копировали слепо образцы рисунков вышивки, присылаемые из города, а
выбирали наиболее интересные мотивы, по-своему компоновали их. В привычный узор
из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов они вводили побеги полевых
трав. Кроме белой глади и строчки изделия для продажи в город украшали
вышивкой, выполненной тамбуром, крестом и шитьем по вырезу.