Все, что на современном языке
называется "украшениями", имело в древности ясно читаемый религиозный
магический смысл. Оберегами у языческих славян считались предметы и явления
природы, составляющие основу их верований и распространялись на все сферы их
деятельности. Это относилось к жилищам, быту, одежде и т.д.
Древнейшей, самой любимой и
распространенной нательной одеждой древних славян была рубаха (руб - кусок
ткани). Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с магическими предосторожностями.
Она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу -
удерживать в теле. При выкраивании ворота вырезанный лоскут протаскивали внутрь
будущего одеяния. Это означало сохранение. Накопление жизненных сил. По мнению
древних, следовало так или иначе "обезопасить" все необходимые
отверстия в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила
вышивка, содержащая всевозможные священные изображения и магические символы.
Ворот был особенно
магически важной деталью. Через него в случае смерти вылетала душа. Желая по
возможности этому помешать, ворот обильно оснащали охранительной вышивкой.
Иногда у состоятельных людей она была шита золотом, жемчугом и т.д. И со
временем ворот превратился в отдельную наплечную часть - "ожерелье".
Рукава рубах были длинные
и широкие и у запястья схватывались тесьмой. В праздничных женских рубахах
тесемки на рукавах заменялись створчатыми браслетами.
Пояс мог быть тканый или
вязаный у женщин, у мужчин - ременный (наказание - отрешить от пояса).
Когда хоронили умершего, пояс
обычно расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и
отправиться в загробное путешествие.
Подол расшивался (иногда
очень богато, включая и сюжетные композиции). Вообще характер и техника вышивки
связана с формой предмета и его назначением. Элементы вышивки различаются, либо
имеют различное толкование в зависимости от местности. Но общая трактовка
все-таки сохраняется. В русской деревне женщина была хранительницей обрядов,
которые должны были обеспечить благо семье. В начале XIX в. еще был жив обряд
чтения узоров. Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни
выбирали в провожатые старых женщин, показывая им вышитые девушками передники и
подолы рубах, поясняя смысл узоров. Но позднее содержание народного узорочья
стало забываться. Вышивальщицы не всегда могли дать правильное толкование
древнего орнамента, зная лишь то, что в них заключена сила добра.