Как уже было сказано, вышивкой
украшали предметы быта - полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же
вышивали праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и другие
изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но
отличались высоким художественным мастерством. Специально pитyальным предметом,
давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и
сложной вышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах
несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный
угол; на полотенце - "набожнике" помещали иконы.
Особенно широко использовались
полотенца в свадебных обрядах. Ими перевивали и увешивали спинку свадебной
телеги или саней; использовали в качестве вожжей свадебного поезда; связывали
жениха и невесту, чтобы те "жили согласно". Во время венчания жених с
невестой держали в руках вышитое полотенце и затем дарили его священнику.
Специально для обряда венчания шили "подножник" - небольшое
полотенце, которое расстилали в церкви под ногами брачующихся, впоследствии он
использовался как оберег от порчи. По старому обычаю с момента вступления
молодой в дом мужа, в семье употреблялись только ее полотенца.
Особую роль полотенце играло во
время встречи почетных гостей: на нем подносили хлеб - соль - знаменитые
символы русского гостеприимства.
В русских деревнях во время
больших общественных несчастий не только строили всем миром в один день "обыденные
храмы", но и ткали и вышивали "обыденные полотенца". Во время
полyязыческих общественных празднеств девушки украшали полотенцами ветки
деревьев. Известны священные рощи с часовенками, куда приносили вышитые
полотенца.
На Руси исконно вышивка была
одним из самых любимых видов рукоделия. Это было связано не только со
стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние обычаи
и обряды.
Наиболее распространенным
мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке
разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с
крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с
представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех
рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом,
священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета"
- молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была
"розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в
центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов
растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" -
дерево жизни.
Распространенным мотивом лицевых
вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных
композициях:
в центре, всадники или птицы по
сторонам;
держащая ветки или светильники;
с птицами в руках и т.д.