Платок
носовой - имеет очень давнюю историю, однако речь идет вовсе не о том носовом
платке, который мы привыкли носить в кармане.
Уже во II веке в Китае существовали бумажные носовые платки.
Предшественником
тканого платка был тщательно обработанный лоскуток пергамента, производимый в
Ассирии и используемый там по прямому назначению. Отсюда и название этого
средства гигиены – носовой платок. Не остались
в стороне и изобретатели всякой всячины китайцы – их носовые платки были
бумажными. Однако, несмотря на столь непрактичный подход, платки обладали
значительной художественной ценностью – лучшие каллиграфы наносили на них
тексты эротических стихов. Что касается Европы, то в III веке до н.э. платок как
средство гигиены был здесь очень распространен. Еще бы! Достаточно прочесть
одно из описаний многочасовых пиров в доме греческого или римского патриция,
чтобы представить себе, насколько буквально "пот катился градом" с
несчастных обжор.
При
этом в Риме были в моде другие платки: для отирания пота (сударии – их носили, как теперь полотенца, вокруг
шеи), для прикрывания рта (орарии),
а также ритуальные, которые служили символом высокой должности (маппы – ими давали отмашку во время
состязаний и казней). Но ни в те, ни в другие, ни в третьи, понятно, не
сморкались. Слово «мукциниум», которое, судя по всему,
как раз и означало тряпицу для носа, впервые встречается в III веке у
христианского писателя Арнобия в перечислении предметов обихода. Однако
последующее исчезновение термина на целых тысячу лет показывает, что в средние
века эта реалия не прижилась.
При
византийском дворе платок имели право носить только дамы императорской семьи,
поскольку он был символом чести и знатности. Дамы закрепляли эти воздушные
платочки на левом плече или локте.
В средневековье носовой платок был символом
романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё
своего рыцаря. Платок должен был напоминать
рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной.
На Востоке носовые платки были привилегией
князей, которые их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону
человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком
уважении. Эта традиция в Турции сохранилась до XIX века.
В эпоху
Возрождения платок появляется в качестве приданого невесты. Он имел разные
названия и использовался для различных целей: простой, изготовленный из
тончайшего полотна, употреблялся для вытирания носа, фаццолетто - был платком
декоративным, модным элементом костюма. Дамы часто держали его в руке, чтобы
привлекать внимание кавалеров. Такие платки были очень дорогими и стоили целое
состояние. При французском дворе в 16 в, имел место платок для вытирания
слез, а также платок для сморкания. Эти платки были богато украшены кружевом и
вышивками. Платки были сильно надушены, чтобы скрыть запах пота, ведь
вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком,
Первый патент на носовые платки был выдан в 1894 году. Бумажная фабрика Г. Крум из Гёппингена получила патент 81094 за бумажный
носовой платок, пропитанный глицерином.
Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии
в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и
Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки
являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической
принадлежности носовые платки применяются с XVIII
века, и только в XIX веке становятся
предметом, необходимым всем.
В средневековой России носовой платок изначально
назывался "утиральник", в отличие от "ширинки", то есть
обычного платка. Платки изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по
ширине, отсюда и произошло слово ширинка. В Домострое рядом со словом ширинка
употребляется термин "вусчина" — от слова "узкий".
Согласно Британскому королевскому
закону о платках, король Яков I собственноручно регламентировал количество раз,
которые носовой платок можно использовать без ущерба для психики других людей:
оказывается, «не больше 12-ти, потом на платок смотреть уже страшно».
На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их
возникновения не установлено. Самые ранние образцы, хранящиеся в музейных
коллекциях, относятся к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки шили из кремовой шелковой ткани
полотняного переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой.
Вышивка красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась
она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все
контуры рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и
листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого
цвета, мягко мерцающими золотым и серебряным. Дополнительно весь орнамент
украшался усиками-завитками.
Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к
княжескому и боярскому костюму XVI-XVII веков. Такой костюм шился из тяжелых узорных
бархатов, парчи, атласов с крупными симметричными узорами. Он отличался
единством объемов и малоподвижностью, поэтому ширинка с ее легкостью и
воздушностью имела особое значение, дополняя образно-пластический строй
древнерусской женской одежды. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку,
демонстрировала свое мастерство. Характер узоров ширинок был созвучен стихии
орнаментальной декоративности и жизнерадостности, присущей русской культуре XVII века.
Решительная смена жизненного уклада, проведенная Петром I в
начале XVIII века, европеизация
дворянского быта существенно изменили внешний облик людей. Костюмы, сшитые по
европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды. Новый образ
жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности, носовых
платков.
В XVIII веке носовые платки широко распространяются в
дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот
обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую
принадлежность.
Пользуясь квадратными носовыми
платками, мы и не подозреваем, что выполняем указ французского короля Людовика
XVI от 23 сентября 1784 года, согласно которому «длина платка должна равняться
его ширине». То ли его величество так менял моду, которая тогда диктовала
овальную форму платка, то ли внял жалобам, что при раскрое теряется много
ткани. Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они
имели различные размеры – от большого(45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и
кружевом.
По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству
полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования
распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в началеXIX века,
в гардеробе графа Н.П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок, из них «...
батистовых с разноцветными каемками – 112, батистовых маленьких – 2, полотняных
больших без каемок – 84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими
каемочками – 24, с красными широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными
поуже – 18, с красными узкими – 6, клетчатых – 9».
Носовые платки иногда украшались в стиле рококо. Это
проявлялось в извилистых стеблях лозы по краю платка, в переплетающихся ветках
и листочках, в аллегорическом изображении животных, птиц и других сюжетов,
которые вышивальщицы копировали из книги «Символы и эмблемы», в восточных
растительных мотивах. Орнамент легко и непринужденно скользил по поверхности
ткани.
Перемены в социальной структуре в XIX веке определили
новое направление в развитии искусства и моды. Для моды нового времени
характерно частое чередование стилей – эклектизм. Мода стала доступна для всех
слоев общества. Промышленность производила в огромных количествах модные
предметы, дополнения, мелочи всякого рода.
Выбор носовых платков был огромен: были и разноцветные с
цветной каймой, и клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день
употреблялись однотонные платки или с узкой цветной каймой. Праздничные
платки-аксессуары были иными.
В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века; почти все они из белого тонкого
полотна, украшены белой вышивкой. Узор основан на повторении мотивов,
противопоставляемых друг другу. Орнамент ограничен, его элементы имеют форму
закругленных розочек, медальончиков, скромных мелких цветочков и листочков.
Композиция либо строго симметрична, либо статична, либо плавно скользит по
поверхности ткани. Технических приемов немного, что характерно для толстой
белой вышивки 10-20 годов и романтизма 20-30 годов XIX века.
XIX век возвращался
к моде предшествующих эпох, перенимая чисто формальные признаки, а в основу
вкладывал свое восприятие стиля. Мода середины XIX века, так называемое рококо, уже очень
мало отвечала принципам стиля XVIII
века. Моду этого периода характеризуют
перегруженность и интерес к деталям. При изготовлении маленького носового
платка использовались различные художественные композиции, богатство
растительных орнаментов, всевозможные приемы белой вышивки с наполнением.
Конечно, многое зависело от общественного положения и вкуса клиентки, от
мастерства исполнительницы. Чрезмерность орнамента особенно заметна в украшении
роскошных платков. Богатый бордюр сложного контура и геометрические цветы
великолепием и статичностью соперничают с буйным движением букетов и гирлянд в
главном узоре. В соединении этих орнаментов наблюдается некая механичность, в
то же время такой платок удивляет богатой фантазией.
Вторая половина XIX
века была периодом эклектизма. В
вышивке платков этого периода мы встречаем самые различные композиции и
орнаменты. Растительный орнамент занял ведущее место. На носовом платке из
коллекции Эрмитажа мастерица вышила толстую ветку с узкими листами и богатыми
цветами. Многопластовый узор разрывает плоскость платка.
Во все времена своего существования такая модная мелочь, как
носовой платок, отражал состояние общества, декоративного искусства и моды.
Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто
становился изысканным произведением искусства.