Вологодчина в своей
северо-восточной части практически не знала войн. Обилие лесов и защищенность
многих населенных пунктов болотами и бездорожьем - все это способствовало
сохранению в течение неизмеримого ряда веков древнейших форм быта и хозяйства,
бережного отношения к вере отцов и дедов, и, как прямое следствие этого - к
древнейшей символике, закодированной в орнаментах вышивок, в узорах тканей и
кружев. Особый интерес представляет вышивка Тарногского района Вологодской
области. Именно в этих краях наилучшей сохранностью обладают традиции
орнаментальных схем древнейшего происхождения. Орнаментальными композициями, о
которых пойдет речь, украшались лишь сакрально отмеченные вещи.
В разных районах вологодской
земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в
сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ее
исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета
нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным
геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной
сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то
были символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.
Композиции с человеческими
фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны.
Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых
нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и
вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения
птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре
трехчастной сцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и
геометризована, вместо головы - цветок-розетка, а поднятые крючья-руки
оканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно,
руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в
руках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками
двустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника
"набора" с характерными вертикалями прямых линий.
На подзоре XIX века из
Сольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом,
чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композиции
напоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узор
в традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов в
мелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.
Мелкая и дробная узорчатость
фигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивки
из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньим
хвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянском
дворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивления
всплеснув руками, стоят геометризованные человечки. Подобный "бытовой жанр"
все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже в
таких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.