Вышивка – распространенный вид декоративно-прикладного
искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным
способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными,
хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом,
драгоценными камнями, блестками и др. Я хочу описать вышитый рушник:
1. Вышитый
рушник материальный объект состоящий из разных орнаментов расположенных определенным
образом. Их узор показывает мысли своего создателя, его картину виденья мира.
Посредствам готовой работы происходит взаимодействие между прошлым и
настоящим.. Разная расцветка и узоры имеет важное значение, например:
Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли
Солнце, стихию Огонь, и знали, что этот цвет - атрибут Бога-Отца.
Красный
цвет, как самый активный после белого, очень высоко ценился в
различных ритуалах, обрядах. Особенно много этого цвета было на свадебной,
детской и праздничной одежде, поскольку красный цвет активно защищает от зла и
притягивает энергию гармонии, творения, любви.
Черный
цвет, который многими воспринимается как цвет смерти, на самом
деле имеет многогранную символику. Это цвет земли, достатка, богатства. Одежда
старших людей была бога той на черный цвет, поскольку он поглощает энергию,
информацию. А старшее поколение людей является хранителем мудрости, учителем
для молодых поколений. [4]
2. Вышивка, по
сути. является тканью и нитками ничего не значащими,. Когда же они соединяются
вместе в определенной форме, которая является специфичной для нации или
региона. Эта специфика становится характеристикой конкретного этноса, тем самым
становясь своеобразной эмблемой нации.
3. Вышивка
как культурная форма прошла такие этапы: - формирование социального интереса
(первые стежки на одежде переросли в её украшение, а потом в индивидуальную
характеристику рода, племени. народа) т.е. происходит её осознание
следовательно оформление в виде знаков (символов) племени, рода, это было
записано летописцами-историками или передавалось устно, из поколения в поколение
4. Вышивка –
культурная форма. Вышивание можно считать культурной формой так как она
обладает такими характеристиками:
I. Историчность. Вышивка имеет свою
история развития. В далекие времена, когда люди жили разобщено, каждый народ, а
иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах
народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные
особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и
улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными
национальными чертами. Первоначально вышивание на Руси было занятием для
избранных. Вплоть до XVIII века этим видом рукоделия занимались монахини и
представительницы знати. Начиная с XVIII века, вышивание перестает быть
привилегией знати и переходит в разряд обязательных занятий простых
крестьянских девушек.. Со второй половины XIX в. история искусства вышивания
постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму
кустарного промысла. Теперь на Украине имеется много
художественно-производственных мастерских, которые объединяют работу мастеров,
направляют ее, организовывают обучение молодежи.
II.
изменчивость. С течением времени она меняла свою форму (картины, рушники,
панно), своё значение. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за
нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные
знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру,
свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были
полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись,
сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное
повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких
элементов рисунка носит название раппорт.)
По своим
мотивам орнамент может быть:
1. Геометрический -
состоящий из различных геометрических элементов;
2. Меандровый
- в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от
извилистой реки Меандр;
3. Растительный или
фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов,
листьев, веток и т.п.;
4. Животный
- в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
5. Птичий -
составлен из стилизованных фигур птиц;
6. Человекообразный -
с изображением человеческих фигур и полуфигур;
7. Шрифтовый (вязь)
- напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивка
III.
коллективность. Вышивание имеет свою «аудиторию» в любом столетие, а
соответсвенно не зависит от от культуры индивида.. Язык каждого орнамента
связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались
к природе, используя увиденное. Народные мастерицы создавали узоры,
отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные
наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.[1]
5. Вышиванка и
ритуалы. X –XIII в. Крестьянская девушка была обязана подготовить себе
приданое (вышитые рушники, скатерти,
одежду и др.). а сам процесс представления приданого и невесты можно сравнить с
продажей товара на блошином рынке, так как происходи персонификация вещи и
человека т.е. вышитые работы, их уровень качественности, аккуратности и др. –
мастерство невесты, напрямую связано с характером (достоинства и недостатки)
невесты и на основе этого, представители жениха решают устраивает или нет их
невеста, если устраивают предлагают свой калым за неё.
Также к ритуалам можно отнести встречу важных гостей
хлебом-солью. На вышитый рушник выкладывают каравай в центр которого насыпают
соль, которые символизируют неотемлемую часть любого стола.
Ритуалом является повязывание вышитого платка на руку юноше
уходящего в армию, или войну. Платок повязывает мать или невеста юноше
предварительно его сшив, люди верили, что это защитит молодого человека в его
испытаниях.
6. Вышивка и
символы. Вышитые вещи – символ украинской нации, отображающий её менталитет
(единообразная социальная реакция).
В течение тысячелетий смысл самих символов – менялся, т.е.
формировался в процессе развития и взаимодействия людей (у каждого региона была
своя символика, свои цвета, что позволяло отличать чужаков и своих ), но
традиции их использования всегда оставались прежними. Символы (орнаменты) можно
разделить на:
- растительные
- зооморфные
- геометрические
Растительные символизируют красоту окружающего мира –
природу. В украинских мотивах в основном используют орнамент хмеля, винограда,
барвинка.
Зооморфные – выступают индивидуальной характеристикой самой
вышивальшицы.
Геометрические – очень просты по своему дайну (ромб, круг,
крест и др.). но изначальное значение утеряно.
Символ - произвольный знак, вызывающий единообразную
социальную реакцию.
Рушник вышитый символами-узорами являлся неотъемлемой частью
многих обрядов-ритуалов: с рушником приветствовали роженицу и новорожденного,
встречали-провожали гостей, украшали иконы, окна.
Рушник – своеобразное освящение начала и конец дела.