Белая гладь с настилом
Белая гладь получила
свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких
тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками – мулине, шелк. Чтобы
научиться вышивке белой гладью, надо познакомиться с некоторыми самыми
необходимыми приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом «вперед иглу»
и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор
может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом «вперед иглу», затем
внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками.
Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении,
противоположном стежкам настила. Художественная цветная гладь. Вышивается цветными
нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются
не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, плоской
гладью.
Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или
шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенностью
этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к
другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок
вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку
предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям. На
лицевой стороне атласной глади – гладкий блестящий узор, а на изнанке – мелкие
стежки. Русская гладь Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой
нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в 2–3 нити между ними. При
обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают
пропущенные 2–3 нити рабочей ниткой.
Плоская гладь
Плоская гладь
является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для
вышивания и широких, и узких узоров.
Игла с
изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются
друг к другу. Гладь может быть прямой или косой.
В крупных
деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях – от края к
середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов – от края к центру.
Гладь в
прикреп.
Используется
для заполнения больших площадей узора.
Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков,
прикрепляющих длинные стежки к ткани.
Длинный
стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне, а
короткий прикрепляющий стежок – в направлении слева направо так, чтобы он
обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани.
Можно
поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора
длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или
косые прикрепляющие стежки.
Гладь с
настилом.
Выполняется
по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более
выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем
рабочие.
Последовательность
выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку»,
затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости)
слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом
обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по
контуру и плотно прилегали друг к другу.
В рельефной
глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т.е.
выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.
Теневая гладь
Эта гладь
выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой
границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при
помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается
так называемый теневой эффект.
Последовательность
выполнения теневой глади.
Переводят
узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом
проводим изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в
другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.
Наносить
стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое
зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка-то в направлении центра
цветка, если листик – в направлении центральной жилки и т.д. Поэтому для
упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно
на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков.
Лепесток делят на 3–4
части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку,
иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и
выполняют вышивку левой половинки.
Когда
закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от
середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета.
Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя,
то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой
части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и
аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части.
Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке – от более
светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке.
Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую
половинку листика нужно разделить на 2–4 части (по количеству цветов).
Начинают
вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз.
Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью
части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее.
Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении
снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).
Прорезная
гладь
Прорезная
гладь – это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные
в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или
петельным швом. Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры
деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают
валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани
обрезают маленькими ножницами.
Каждое
отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось
переходов ниток. На рис. показана последовательность обработки круглых
отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку, затем в
его центре ножницами делают разрез крест накрест. Края разреза иголкой
подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в
отверстие, а не из него. Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края
ткани не осыпались.
Часто
встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом
случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в
два-три ряда и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка.
Удлиненные
дырочки выполняют аналогично.
|