Керамика (греческое —
гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые
производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками.
Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины),
она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды
керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.
Терракота (от итал. terra
— земля, глина и cotta — обожжённая) — керамические неглазурованные изделия из
цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и
строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура,
игрушки, изразцы, черепица, облицовочные плитки и архитектурные детали.
Майолика (от итал. Maiolica
— Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с
использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как
декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже
монументальные скульптурные изображения.
Фаянс (фр. faience, от
названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), керамические
изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники,
унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые
прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса
применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь
соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига).
Фарфор (тур. farfur,
fagfur, от перс. фегфур) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В
тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт
характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон
может быть разным.
История керамики разнообразная
и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал
изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных
сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С
самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения
искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много
замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с
приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую,
красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие
изобретения.
Керамическое искусство
Кореи ведет свое начало от неолита. Особенно большие успехи были сделаны в
период трех государств. До нас дошли многие керамические изделия государства
Силла – это предшественники знаменитого голубовато-зеленого селадона,
глазурованной керамики. Техника изготовления селадона и белого фарфора была
заимствована из Китая и достигла небывалого расцвета в XI в. при династии Корё. Гончарные мастерские и печи
для обжига и сушки находились под контролем королевского двора; проводились
опыты по освоению технологии разных школ китайской керамики. Постепенно
керамика Корё избавилась от китайского влияния и обрела свои самобытные черты.
При производстве селадоновых изделий стали применять различные техники: наносили
рисунок, инкрустировали белой или черной пастой на вырезанном на глине рисунке,
делали подглазурную роспись, при которой рисунок наносили на поверхность
окислом железа и обжигали вместе с глазурью, применяли технику пунчхон,
допускавшую использование инкрустации и штамповки.
В период Чосон стали
особенно популярны изделия из фарфора. Первоначально они были гладкими и без
узора. В середине ХV в. был открыт способ производства и стал выпускаться в
больших количествах белый фарфор с подглазурным узором. Такую подглазурную
роспись стали наносить с помощью синего кобальта, а также окислами меди и
железа. Излюбленные мотивы росписи корейского белого фарфора – это дерево сливы
с сидящими на нем птицами, виноградная лоза с гроздьями, сосны, бамбук и
орхидеи, а также пейзажи. Позднее появляются стилизованные изображения десяти
предметов, являющихся символами долголетия – сипчансэн, а также волн, рыб,
драконов, облаков и т.п. Фарфор периода Чосон отличается ослепительной
белизной, изяществом формы и особой плотностью черепка.
Ича́н-Кала́ (узб. Ichan
Qa'la) имя, которым принято называть сохранившийся до наших дней внутренний
город древней Хивы (в Узбекистане), знаменитой своей архитектурой и историей.
Возводимые в течение столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к
XIV веку) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и
минареты, караван-сараи и бани превратили Ичан-Калу в своеобразный
город-памятник, город заповедник которым он стал официально с 1968 года.
Майоликовая облицовка
Хивы имеет собственный стиль, выполнена в основном в приглушенных тонах от
темно синего до голубого и белого, иногда со штрихами коричневого цвета. Только
один из традиционных геометрических узоров Бухары и Самарканда - пятиконечные
звезды в пятиугольнике - использовались в Хиве. В Хивинских узорах чаще всего
присутствуют растительные мотивы - вьющаяся виноградная лоза и листья.
Зеленые фарфоровые блюда
и тарелки были чрезвычайно популярны в Англии и Франции в XIX веке, они производятся и сейчас.
Чаще всего в мотиве присутствуют листья и виноградная лоза, однако встречаются
и другие растения.
С давних пор Ростов
Великий известен как город русской старины. Дух давно прошедших лет хранят в
себе его стройные величавые храмы, памятники живописи и прикладного искусства.
Среди произведений декоративно-прикладного искусства, хранящихся в
Ростово-Ярославском музее-заповеднике, видное место занимает художественный
фарфор. Среди изделий завода Корниловых встречается не только отдельная посуда,
но и сервизы. Чайный сервиз, относящийся к третьей четверти 19 века: форма
предметов очень сложна, мелкие детали выполнены в виде виноградных лоз и
кореньев.