Стиль французского
королевского двора эпохи Людовика XV. Стиль изысканный и утончённый.
Излюбленный мотив – рокайль (по-французски "rocaille" означает
раковина или завиток). Популярны цветочные мотивы. Для стиля рококо характерен
мелкий цветочный узор и нежные пастельные цвета. Начинается увлечение фарфором
и китайщиной (шинуазри). В это время устанавливается оживленная торговля со
странами Дальнего Востока. На европейский рынок попадают изделия из лака, фарфора,
шелка, что формирует вкус к экзотике. Товар этот дорог и доступен немногим, но
пользуется большим спросом. Это приводит к появлению дешевых подделок лаковых
изделий и бело-синего китайского фарфора династии Мин в европейских странах.
Вначале они достаточно близки к восточным прототипам, но постепенно все больше
отходят от оригинала и создают стиль шинуазри.
Для декора рококо
характерны текучие асимметричные изгибы, намеренно антиклассичные,
вдохновленные китайскими и индийскими первоисточниками. Так называемые
"причудливые" узоры сочетают необычные изображения удлиненных
бутонов, зонтиков и насекомых. Китайские элементы в виде фигурок и зданий
фигурируют в рисунках тканей этого периода. Декораторы отходят от узоров,
плотно заполняющих всю поверхность. Большая часть фона обычно не украшается,
рисунок становится как бы прозрачным, живописно и часто асимметрично
покрывающим ткань. Модным мотивом становятся цветущие китайские деревья,
хрупкие стволы которых украшают ленточки в постоянном движении и цветочные
охапки, падающие на них. Появление этих связок вызвано влиянием художника и
декоратора стиля рококо Жана-Батиста Пиллемана. Он напечатал более двухсот
гравюр, иллюстрировавших китайские орнаменты, в частности цветы в китайском
стиле, которые служили для печатных шелков и ситцев. Цветочные мотивы
развиваются в сторону натурализма, соединяют разнообразные цветки, виноградные
лозы, деревья, вазы, шелковые ленты или сцены с фигурами. К концу периода
рококо "индийский" мотив вводит из расписных и печатных хлопковых
тканей рисунки лепестков цветов, обрамленных папоротником, узор индийского
"древа жизни".
Изображение виноградной
лозы с гроздьями винограда часто использовалось в древней Корее в декоре
мебели, одежды и кухонной утвари потому, что виноград символизирует плодородие
и изобилие, а лоза – долгую жизнь. В керамике и других изделиях эпохи Корё
(918-1368), популярен мотив детей, играющих среди виноградных гроздьев. Впервые
образ винограда появился в корейском искусстве во времена Объединенного Силла
(668 - 935), предположительно под влиянием китайских мастеров эпохи Тан,
которые тесно общались с западными странами.
Этот стиль, вдохновленный
средним классом, был рожден в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим
карту Европы на консервативных принципах, и революцией 1848 года. Внезапно Вена
становится ведущим городом в Европе, также в области моды и искусства. Стиль
"Biedermeier" выражает образ жизни среднего класса той эпохи. Ему не
свойственен героизм и монументальность, напротив — безопасность, интимность и
комфорт. Бедермейер характеризует умеренность, функциональность и чрезвычайная
простота, подходящие для маленьких зданий без показной роскоши. Интерьер
украшен изящно расцвеченными и скомпонованными обоями. Окна оформлены легкими
муслиновыми занавесками и более тяжелыми занавесами с бахромой кисточками по
краям. Большие ковры создают цветовые пятна, цветы используются всюду: в
тканях, картинах и аксессуарах. Мебель характеризована геометрическими формами
и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью,
упрощенным декором. Дизайн демонстрирует свободу воображения. Наиболее
популярна древесина местных пород: вишня, клен, береза, грецкий орех и
плодовые. Светлые поверхности украшены черным деревом, цветной древесиной.
Наиболее типичные мотивы — маленькие пальмы, рога изобилия, усики виноградной
лозы, цветы и крылья. В меблировке этого периода преобладают: диван, обычно
прямоугольный с прямыми или саблевидными ножками или прочной подставкой с двумя
спиральными ножками. Появляются различные модели стульев с изогнутыми или
ажурными спинками с маленькими колоннами. Другой типичный элемент — маленькие
стеклянные серванты для демонстрации безделушек, сувениров и фарфора. Столы
маленькие, легкие, простые в передвижении. Этот стиль был очень популярен в
северной Европе. Он оказал сильное влияние на мебель Скандинавии и России.
Стиль Возрождения -
жизнеутверждающий стиль. Здесь нет места мистическим порывам души! Ренессанс -
синоним духа свободы и веры в безграничные возможности человека. Он поражает
своей красотой и пышностью, любовью к природе и миру, в центре которого стоит
человек. Большие пространства, высокие потолки, закругленные своды, отделка
резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной
детали, из которых набирается целое. Главные цвета - синий, алый, желтый и
коричневый. Много декора - скульптуры, бюсты, рельефы, роспись с эффектом
объема, деревянная резьба, растительный орнамент, бархат и шелк, большие вазы с
цветами, картины и зеркала в массивных рамах. Оформляя дом в этом стиле, не
забудьте про фарфор, венецианское стекло, декоративные ткани. Мебель,
используемая в стиле Ренессанс, немного тяжеловесна, грубовата по форме, что
компенсируется богатством мозаичных композиций из тонко напиленных пластинок
черного дерева и слоновой кости, которыми украшены крышки небольших столов,
дверки, ящички и шкатулки. Мотивы мозаичных орнаментов - это вьющиеся усики,
виноградная лоза, стилизованные листья, гирлянды, венки, а также музыкальные
инструменты, пейзажи, натюрморты и архитектурные виды.
Разнообразно в 1907-1912
гг. были оформлены интерьеры усадебного комплекса "Голубая роза". В
сюжетике внутренних росписей, как и снаружи, преобладали цветы, растения и
фрукты, иногда в античной трактовке, лишь в гостиной шел фигуративный фриз —
женщины в длинных одеждах несли блюда с фруктами на вытянутых руках. Одну из
основополагающих тенденций в искусстве эпохи символизма к формированию
полноценной художественной среды, в которой нет незначительных деталей,
обнаруживали и другие элементы внутреннего декора. Кайму занавесей в главной
гостиной украшали аппликации по рисункам Кузнецова, стекла дверей и окон, стены
многих комнат и даже туалета были расписаны орнаментами.
Декоративно богатым было
и оформление второго сооружения усадьбы — дома садовника, расположенного к
западу от дома и соединенного с оранжереей. На его аттике располагались
барельефы А.Т.Матвеева, а высокую печную трубу обвивала полихромная майоликовая
виноградная лоза, усыпанная гроздьями нежно-розовых плодов его же работы. Кроме
того, стены оранжереи, опоры садовых скамеек, парапеты садовых лестниц были
украшены многочисленными орнаментальными изразцами, исполненными в мастерской
Ваулино, главным образом, по рисункам или моделям М. А. Врубеля.
Павильон 13
"Здоровье" (1939) – построен как павильон Армянской ССР. Своды арок
украшает лепной орнамент в виде виноградной лозы, оконные рамы заполнены
витражами с узорами из золоченых виноградных лоз и плодов. В настоящее время в
павильоне можно найти широкий ассортимент лекарственных препаратов и
медицинских средств, для поддержания здоровья человека.